Москва

                                                                        
                                    
Москва Головной офис

Краткий обзор текущего состояния рынка дорожно-строительной техники в России

09.08.2012

К началу 21 столетия парк тяжелой строительной техники в России продолжал стареть и изнашиваться быстрыми темпами. Учитывая сложную обстановку в стране на тот период времени, лишь небольшое количество эксплуатантов могло позволить себе роскошь приобретения новой строительной техники. Ситуация постепенно начала исправляться только во второй половине первого десятилетия нынешнего века, начиная с 2006-го года, когда зародился новый бум строительства. На протяжении 2006-2008 г.г. объемная доля изношенной спецтехники сокращалась, однако новый финансовый кризис 2008-го года положил конец наметившемуся было стабильному позитивному тренду – к примеру, спад импорта техники, по разным данным, составлял более 80-90%. Оживление процесса активного обновления строительных машин произошло только два года спустя, в 2010-м. В результате, количество устаревшего оборудования в отношении к общему парку стройтехники в России снизилось примерно на 7,5% в период 2006-2011 г.г., даже несмотря на масштабный кризис в финансовой сфере. Динамику изменения количества изношенной техники в некоторых популярных категориях за последние годы можно увидеть на диаграммах на рис. 1.


Рис. 1. Доля изношенной стройтехники от общего количества в разные годы (источник - Росстат).

Согласно данным Росстата, на сегодняшний день единственным видом дорожно-строительной техники, парк которого продолжает устаревать, являются грейдеры. Однако, учитывая, что в ближайшее время ожидается заметное повышение объемов дорожного строительства в РФ (согласно прогнозам, только до 2016 года планируется увеличение протяжённости дорог федерального значения более чем на 12 тысяч км), данная ситуация рано или поздно должна перемениться. В любом случае, складывается благоприятная обстановка для поставщиков запчастей: во-первых, есть еще довольно большое количество старой техники, которую надо поддерживать в рабочем состоянии, а общее увеличение количества строительной техники также повышает спрос на запасные части для нее.

Прошедший 2011 год оказался весьма удачным с точки зрения развития рынка дорожной и строительной техники в России. Две основные составляющие роста – увеличение производства техники на территории РФ и увеличение импорта техники из-за рубежа (здесь рост составил целых 120% по сравнению с 2010-м годом). Российские производители удерживают хорошие позиции, увы, только в отдельных категориях (бульдозеры, автогрейдеры). При этом иностранные бренды фактически доминируют в таких сегментах, как полноповоротные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, фронтальные погрузчики, телескопические погрузчики. К примеру, доля рынка полноповоротных экскаваторов, принадлежащая отечественным производителям, составляет не более 13%. Учитывая, что почти половина производимых в России экскаваторов – это «отверточная» сборка на предприятиях зарубежных брендов (в первую очередь – Komatsu и Caterpillar), общая доля отечественного производителя в данном сегменте слишком мала, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос. В таких условиях, единственным выходом для отечественных строителей является проверенная временем практика использования дорожно-строительной техники от зарубежных производителей.

Немного истории. Регулярные поставки зарубежной тяжелой спецтехники на территорию нашей страны были начаты еще во времена СССР, несмотря на все «железные занавесы» и стремление развивать собственные технологии и производственные мощности, декларируемое правящей партией. К примеру, техника японской фирмы Komatsu используется в России с 60-х годов прошлого века и применялась на таких гигантских стройках социализма, как, скажем, строительство БАМа. В свою очередь, техника Caterpillar поставлялась в СССР еще в 20-е – 30-е годы XX века во время бурного развития строительства в молодом советском государстве. Кстати говоря, советское машиностроение тоже многим обязано продукции американской фирмы: первый гусеничный трактор Челябинского тракторного завода, известный как «Сталинец-60» - на самом деле копия модели Caterpillar С-60 (рис. 2). Если продолжить изучать историю Caterpillar в России, то можно вспомнить, что еще во времена царского правления на территорию нашей страны завозились трактора Холта и Беста, в результате объединения фирм которых в 1925 году была образована ныне всемирно известная фирма Caterpillar. Таким образом, урок, преподнесенный историей, заставляет понять простую истину: государственный строй и границы государства могут существенно изменяться, но потребность строить что-то новое рано или поздно наступает даже в самые тяжелые времена и порождает повышенный спрос на все виды дорожно-строительной техники. И второй вывод – отказаться от использования импортной строительной техники попросту невозможно, и дело не в отсутствии патриотизма и нежелании поддержать отечественного производителя, а, напротив, в трезвом расчете и объективном взгляде на ситуацию в России и международные экономические отношения, что ничуть не менее полезно для успешного развития страны сейчас и в будущем.

Трактор Сталинец-60
Рис. 2. Советский трактор «Сталинец-60» - копия американского Caterpillar-60.

Диаграммы соотношения импорта и производства спецтехники в РФ в 2007-11 годах, наглядно иллюстрирующие возврат к докризисным объемам ввоза, можно увидеть на рис. 3. Рассмотрим географическую принадлежность производителей импортируемой техники на сегодняшний день. Хорошо известными и занимающими прочные позиции зарубежными игроками на рынке дорожно-строительной техники в РФ являются производители из Японии, США и Китая. Новый серьезный участник рынка - Южная Корея, доля которой быстро растет в последнее время. Доли производителей из Великобритании и Германии небольшие, но все равно достаточно значительные. Каждый из остальных экспортеров в лучшем случае укладывается в считанные единицы процентов (что, впрочем, вовсе не означает, что техника производителей из этих стран не может быть интересна российским покупателям). Популярность продукции японских и американских производителей вряд ли может вызвать у кого-нибудь удивление, учитывая высокий уровень культуры производства и большое значение, придаваемое техническим инновациям. Укрепление позиций Южной Кореи легко объяснимо – это высокоразвитая индустриальная страна, а южнокорейская продукция отличается стабильно высоким качеством и разумными ценами, поэтому увеличение импорта оттуда можно только приветствовать. Что касается китайской дорожно-строительной техники, то здесь нужно сказать, что, во-первых, китайские производители все время работают над повышением качества своей продукции, а, во-вторых, используют в своей технике узлы, произведенные европейскими и американскими компаниями, что также положительно сказывается на ее надежности и повышает привлекательность в глазах эксплуатантов.


Рис. 3. Соотношение импорта и производства спецтехники в России (источник - ABARUS Market Research по данным Росстат и Федеральной таможенной службы).

Если попытаться заглянуть в будущее и предсказать дальнейшее развитие рынка дорожно-строительной техники, то надо просто вспомнить, какие масштабные стройки ведутся в нашей стране или планируются в ближайшем будущем. Наиболее активно строительство в последнее время велось в регионе города Сочи, в связи с подготовкой к Олимпийским Играм 2014 года и с целью подготовить нормальную инфраструктуру (в том числе транспортную) для участников и гостей Олимпиады. В последующие годы ожидается значительное увеличение объемов строительства платных дорог и федеральных автотрасс, в том числе и в связи с подготовкой к другому важному международному спортивному мероприятию: чемпионату Европы по футболу 2018 года. Не стоит также забывать про расширение Москвы, планы правительства по развитию курортных зон на Северном Кавказе, освоение новых месторождений полезных ископаемых в Сибири (что подразумевает строительство новых нефте- и газопроводов), и, наконец, про масштабные планы по развитию Дальнего Востока, озвучиваемые в последнее время. Понятно, что все эти грандиозные стройки подразумевают как строительство собственно на местах, так и совершенствование транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны – критику в адрес российских дорог каждый житель нашей страны слышал со школьной скамьи, потребность в активном улучшении этих дорог и строительстве новых трасс будет очень высокой еще весьма длительное время. Исходя из всего вышесказанного, автор данной статьи позитивно смотрит на перспективы рынка дорожно-строительной техники (и импорта в частности), хотя окончательные выводы читателю предлагается сделать самостоятельно.

Цены, наличие,
заказ запчастей
Наши специалисты всегда рады вам помочь с подбором запчастей и ответить на любые интересующие вас вопросы по следующим телефонам:
Москва Головной офис
Офис МКАД 32км
либо вы можете заказать обратный звонок.

Поиск

Новинка: вкладыши для ДВС Caterpillar
Не показыватьx

Политика конфиденциальности в отношении личных данных

Мы гарантируем, что персональные данные, которые вы нам сообщаете, будут использованы исключительно для целей обработки ваших заказов и ответов на вопросы. Мы работаем в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ".

С полной версией Политики вы можете ознакомиться здесь